До кризиса 2014 г. бизнес-центры появлялись как грибы после дождя. Но офисов не хватало, собственники бизнес-центров класса А сдавали площади целыми этажами, отдавая предпочтение международным компаниям и не замечая малый бизнес. Однако девальвация рубля, санкции и другие макроэкономические события конца 2014 г. в корне изменили ситуацию на офисном рынке. Арендные ставки, прежде валютные, в 90% случаев стали рублевыми, владельцы даже лучших бизнес-центров начали сдавать малые площади – менее 100 кв. м. У малого и среднего бизнеса появился шанс снять офис в хорошем месте и за разумные деньги.

Малый и средний бизнес занимает офисы в пределах ТТК, там хорошая транспортная доступность и разумные ставки. Офис в пределах ТТК обойдется дешевле сопоставимого помещения в самом центре в 1,5 раза. Имеет смысл выбирать офисы класса В или В+: они в 1,5–2 раза дешевле офисов класса А, которые зачастую имеют не нужные малому бизнесу излишества вроде рояля в холле.

Небольшим компаниям офисные площади зачастую сдаются на менее выгодных условиях, чем крупным международным арендаторам. Но и небольшая компания может получить если не эксклюзивные, то вполне приемлемые условия. Для этого она должна обратить внимание на ряд деталей.

 Возможность субаренды. Это поможет компании достать переговорная на час, если придется увольнять людей и образуются лишние квадратные метры.

 Обременение арендуемой площади. Если помещение находится, например, в залоге у банка, не исключено, что собственник лишится своей недвижимости и арендаторам придется играть по правилам нового владельца здания.

 Срок аренды, указанный в договоре. При краткосрочном договоре аренды (до трех лет) целесообразно снимать офис, не требующий ремонта. Обычно, если арендатор делает ремонт, собственник предоставляет арендные каникулы.

 Наличие штрафных санкций или требований неустойки. Чтобы добиться более выгодных условий, во время переговорного процесса арендатору необходимо подчеркивать все недостатки помещения и бизнес-центра.

Explore More

Реклама со звездами

Участие селебрити в рекламной кампании — признак серьезных маркетинговых намерений бренда и наличия солидного бюджета на раскрутку. Однако далеко не все тандемы артистов и производителей оказываются успешными. Мы решили узнать

Буровые установки на воду

Буровая установка состоит из платформы и мачты. Для перемещения буровой установки между точками бурения она устанавливается на шасси – автомобиль, трактор, вездеход, сани и т.п. На буровой платформе расположены основные

Штукатурные пигменты (сухие краски)

Применяемые для окрашивания штукатурных растворов нерастворимые в воде красящие вещества (пигменты) делятся на три класса: I класс — минеральные природные пигменты; II класс — минеральные искусственные пигменты; III класс —