Рисунок 3 построен по принципу предыдущей (рис. 1).
Как мы видим, разница заключается лишь в том, что в рис. 1 мы имели случаи пространственного смешения трех цветов: в одном случае красного с желтым (см. левую часть рисунка), а в другом — красного с синим (см. правую часть рисунка), т. е. взяли три основных цвета, наиболее часто встречающихся в художественной: практике.
Здесь мы имели возможность наглядно убедиться в тех результатах, которые получаются от близкого соседства цветов.
Каковы же результаты от пространственного смешения других каких-либо недополнительных цветов, в частности цветов, взятых нами в качестве примера на рис.3 : красного, зеленого и синего, обозначенных в цветовом круге (рис. 2) номерами 7, 22 и 16 и лежащих в нем в пределах средних и больших интервалов.
Если посмотреть внимательно на рис. 3 с такого же расстояния, как и при рассмотрении предыдущего рисунка, и сравнить их, то нетрудно заметить иные результаты оптических смесей.
Уже с первого взгляда на рисунок бросается резко в глаза возникший в форме квадрата при смешении зеленого с красным новый цвет — теплый темнозолотистый, но уже менее насыщенный. Такое изменение в степени насыщенности чувствуется при сравнении данного темнозолотистого с чистым более насыщенным оранжевым, который возникает от близкого расположения красных и желтых штрихов.
Это изменение объясняется тем, что красный и желтый цвета расположены в цветовом круге на более близком расстоянии по тону, нежели красный и зеленый, находящиеся, как мы уже знаем, дальше друг от друга.
Из законов, вытекающих из оптического смешения цветов, нам известно, что чем дальше цвета удалены друг от друга по цветовому кругу, тем менее насыщенный цвет получается в результате смешения, и, наоборот, чем ближе они расположены, тем чище — смеси, т. е. большей насыщенности.
Рассматривая результаты, полученные на рис. 3 с другой парой цветов, — зеленого и синего, мы видим, что они уже иные.