Пространственное смешение дополнительных и близких к ним цветов (желтого, фиолетового, желто-зеленого)

Эта таблица пространственного смешения дополнительных цветов и близких к дополнительным аналогична ранее рассмотренным, но здесь новый интересный вариант: смешение одного и того же фиолетового с разными оттенками желтого и зеленого.

Случай довольно характерный как по смешиваемым цветам, так и по полученным результатам.
Смешиваем цвета: фиолетовый (в круге — № 13) с противоположным ему (близким к дополнительному) желтым (№ 1) и желто-зеленым (№ 24), т. е. дополнительным к нему.




Из закона дополнительных цветов известно, что дополнительный к желтому — синий, а дополнительный к фиолетовому — желто-зеленый. Поэтому слева мы видим хроматический цвет — темно-желтовато-оранжевый квадрат, а справа близкий «к ахроматическому — серый.

В данном случае оба эти квадрата, полученные в результате смешения, в то же время воспринимаются довольно мягкими, какими-то легкими оттенками, которых мы не замечали в других случаях, скажем, при смешении голубого с оранжевым и оранжевого с синим (табл. 16).

желтый - фиолетовый - оранжевый

Это смешение, как и ряд других, дает возможность получить при соответствующем подборе всевозможные новые, совершенно неожиданные оттенки, нужные в производственной практике специалиста.
Показанные нами многочисленные примеры получения пространственного смешения различных цветов дают широкую возможность при минимальном количестве красок достигать цветового эффекта и экономить различные материалы: красители, пряжу, волокно и т. п.

Из рассмотренных таблиц мы видели, что достаточно иметь в наличии только два цвета, чтобы получить три цвета и при наличии трех цветов (например пряжу, окрашенную в три цвета), чтобы получить эффект ткани из пяти цветов; этот принцип, помимо экономии, разнообразит и обогащает палитру художника ткача (дессинатора), что в свою очередь сказывается иа улучшении отделки и художественного оформления изделий.

голубой - оранжевый - синий

Переходя к рассмотрению в следующей таблице другого способа смешения — механического, нам легко будет разобраться и увидеть разницу в результатах одного и другого способов.
Из таблиц пространственного смешения мы видели и различные результаты оптического смешения цветов.
Придавая важное значение явлениям смешения в практике, сформулируем основные законы смешений цветов, вытекающие из сказанного нами выше:

1. Для каждого хроматического цвета может быть найден другой хроматический, который при оптическом смешении с ним в определенной пропорции дает ахроматический. Такие два хроматических цвета называются дополнительными цветами.

24 цвета

2. При смешении дополнительных цветов не в той пропорции, в которой они дают ахроматический, получается один из смешиваемых цветов и именно тот, которого взято слишком много, но с пониженной насыщенностью. Смешивая дополнительные цвета в любой пропорции (произвольно), нельзя получить нового цветового тона.

    • При смешении двух недополнительных цветов получается новый цвет, лежащий в цветовом круге между ними.
    • Насыщенность смеси тем меньше, чем дальше друг от друга в круге лежат смешиваемые цвета.
    • Светлота смеси равна средней светлоте смешиваемых цветов.

.