С этим интересным явлением мы часто сталкиваемся в художественной практике. Так как цвета в композициях встречаются почти всегда в окружении других цветов или в близком соседстве, то они, влияя друг на друга, изменяются. Такое изменение цветов от взаимного их действия друг на друга носит название одновременного контраста.
Для наглядности примера возьмем три совершенно одинаковых кусочка (в виде квадратиков или другой какой-либо формы), вырезанных из светлосерой материи, и поместим их один на черный, другой на белый, а третий на серый фон. Тогда мы увидим, что все три серых кусочка ткани будут выглядеть уже не одинаково, а будут иметь различную светлоту: серый квадратик на белом фоне будет выглядеть темнее, на черном — значительно светлее, а на сером почти не изменится.
Следовательно, они изменились в зависимости от фона. В данном случае (с ахроматическим цветом) изменилась светлота квадратиков. Такое изменение в сторону потемнения или посветления от окружения другим более темным или более светлым цветом, носит название светлого контраста или контраста по светлоте.
В результате такого действия различие по светлоте у двух соседних цветов сильно преувеличивается. Особенно это усиливается у самой границы двух соседних (непосредственно соприкасающихся) цветов. Такое явление носит название краевого или пограничного контраста.
Если посмотреть на две различно окрашенные серые плоскости (одна — светлее, другая — темнее), примыкающие друг к другу, то мы увидим, что светлая плоскость у самой границы более темной значительно посветлела, а темная плоскость у границы светлой, наоборот, еще больше потемнела.
В результате получается впечатление как бы неравномерно окрашенных плоскостей (то выпуклых, то вогнутых). Для того чтобы избежать этого явления, необходимо разделить эти две плоскости промежутками — разграничить их черной или белой узкой полоской. Достаточно провести между такими плоскостями контурные линии, как явление краевого контраста тотчас же исчезнет, и две плоскости принимают первоначальный вид.
Не случайно поэтому в орнаменте при раскраске тканей, ковров, обоев и т. д., где несколько цветных плоскостей фигур примыкают друг к другу, последние обводятся тонким черным, белым или серым нейтральным контуром. В полосатых тканях в набивке или ткачестве между широкими полосами, которые расположены рядом друг за другом, вводятся тонкие промежуточные полоски или так называемые просновки, мешающие действию пограничного контраста.
Если такие же фигуры (квадратики, прямоугольники и т. п.) поместить на цветные фоны, то они изменят свой цвет и приобретут некоторый иной хроматический оттенок. В этом наглядно можно убедиться, если посмотреть на табл. 21 (рассматривать таблицу надо на далеком расстоянии).
Изменение цвета от действия на него соседнего цвета происходит не только по светлоте. Кусочки серой материи, помещенные на различные цветные фоны: зеленый, синий, желтый, красный, фиолетовый, будут выглядеть также неодинаково; они приобретут различные цветовые оттенки.
На красном фоне серый узор кажется несколько позеленевшим, на зеленом, наоборот, покрасневшим, на синем — пожелтевшим и т. д. Создается впечатление, как будто к этим серым подмешаны другие краски, в то время как они на самом деле совершенно одинаковы. Такое изменение называется цветовым или хроматическим контрастом в отличие от светлотного.
Таким образом, мы видим, что серые цвета приобрели противоположные оттенки тех фонов, на которых они находятся. Действительно, противоположный (близкий к дополнительному) на пример, к красному является зеленый, следовательно, к серому как бы примешивается зеленый — противоположный красному цвету.
Точно так же. можно объяснить, если рассматривать, скажем, серый узор на желтом фоне. Противоположным (близким к дополнительному) желтому цвету является синий, точнее — сине-фиолетовый.
Следовательно, к серому как бы примешивается этот оттенок и серый уже кажется синеватым.
Изменению цвета в противоположную сторону, т. е. сторону наибольшего удаления друг от друга подвергнуты, как мы видим, не только ахроматические, но и хроматические цвета. Так, например, желтый узор, на цветных фонах также будет изменяться — на красном фоне он позеленеет, т.e. станет лимонно-желтым, наоборот, на зеленом фоне покраснеет, т. е. станет оранжевым. Напротив, на синем (ультрамариновом) фоне желтый узор не изменится в оттенке, он только станет желтее — усилится в насыщенности. На самом деле: противоположным цветом к синему фону является желтый, следовательно, к желтому как бы примешивается еще желтый. Что же получится, если к желтому прибавить желтый? Цвет станет более насыщенным.
Таким образом, мы приходим к выводу, что два цвета, близкие к дополнительным, расположенные рядом, влекут за собой усиление насыщенности обоих цветов. Здесь происходит взаимодействие. При сопоставлении двух близких цветовых оттенков (например, желтый и желто-зеленый) уменьшается насыщенность этих цветов (см. табл. 22).
Явление контраста играет весьма существенное значение в искусстве и художественной промышленности, в частности, в композиции ткани. При помощи контраста контуры орнамента можно сделать жесткими или мягкими. Если темный узор граничит с более светлым, то границы их соприкосновения будут вырисовываться очень резко, особенно если светлый узор на границе сделать еще светлее, а темный — темнее.
Наоборот, если светлый узор у границы сделать темнее, а темный светлее, то контуры покажутся мягкими вследствие противодействия возникающему контрасту.
Часто при неудачном сочетании (негармоничном) явление контраста очень вредит взаимодействию цветов. Наоборот, зная явление контраста, можно получить красивые и гармоничные отношения.
Замечено, что наибольшее контрастное действие производят «холодные цвета» — голубовато-зеленые, сине-фиолетовые, голут бые, синие; меньшее — «теплые» — желтые, красные.
Контрастное влияние фона возрастает по мере увеличения степени его насыщенности. Особенно цветовой контраст бывает заметен тогда, когда оба цвета имеют приблизительно одну и ту же светлоту (т. е. когда отсутствует в то же время контраст по светлоте). Кроме того, контраст сказывается тем сильнее, чем больше по площади цветной фон по отношению к рассматриваемому на этом фоне узору. Контрастное влияние фона возрастает по мере увеличения степени насыщенности.
Изложенное выше позволяет нам сформулировать кратко не которые законы:
- Если цвет окружен другим, более светлым, — он темнеет.
- Если цвет окружен другим, более темным, — он светлеет (это правило относится и к ахроматическим, и к хроматическим цветам).
- Если цвет окружен хроматическим цветом, то к нему как бы примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения.
- Цвет, находящийся на фоне своего дополнительного цвета (или близкого к нему), приобретает большую насыщенность.
- На фоне своего цветового тона, но большей насыщенности, цвет теряет свою насыщенность.
- Изменение светлоты какого-либо цвета под действием окружающего или соседнего с ним цвета тем сильнее, чем больше разница между ними по светлоте.
- Изменение цвета под действием окружающего цвета тем сильнее, чем меньше площадь этого цвета по сравнению с площадью окружения.
- Изменение цвета в сторону дополнительного (или близкого к нему) цвета окружения тем сильнее, чем меньше разница между цветами по светлоте, т. е. чем ближе друг к другу светлоты этих цветов.
Задача. Изобразите несколько фигур различной формы на разных цветных фонах (в первом случае возьмите серые фигуры; во втором — желтые). После этого внимательно посмотрите и установите, как изменились в зависимости от окружения серые и желтые фигуры.