В связи с пространственными свойствами в некоторых цветах можно ясно видеть, как далеко от наблюдателя они находятся; в других цветах этого видеть нельзя. Поэтому, одни цвета могут казаться плоскими, как бы видимыми в двух измерениях, другие — выпуклыми, третьи — заполняющими пространство в глубину — казаться в трех измерениях или просто быть неопределенными в этом отношении.
Наконец, цвета могут ясно выявлять и показывать форму, материал, фактуру поверхности предмета или, наоборот, скрывать их.
Фактурой называют видимое строение поверхности предмета; она может быть гладкой, блестящей, матовой, шероховатой, зернистой и т. д. Например, бумага, дерево, ткань и т. д. могут иметь различную поверхность, различную структуру, в зависимости от выделки.
Бумага, так же как ткань и многое другое, может быть гладкой, блестящей (меловая), зернистой, шероховатой (чертежная, рисовальная). Ткань, как известно, бывает различной по своей структуре и определяется в основном переплетением. Она может быть глянцевой блестящей (атласный шелк, сатин) или матовой шероховатой (креп, букле) и т. д.
С понятием о фактуре, конечно, тесно связано понятие о структуре. Поэтому, в зависимости от последнего цвет может казаться то более плотным, то менее плотным — прозрачным. Цвет в окраске шелкового прозрачного шифона или жоржета всегда будет легким, прозрачным, неплотным, чем такой же цвет в окраске ситца, сукна. Если, например, нанести густые сильные мазки красок, то цвет будет казаться плотным; наоборот, если нанести краски тонким, прозрачным слоем, то цвет кажется легким.
Отдельные цвета предметов в смысле пространственного восприятия различаются в зависимости от цветового тона. Теплые — желтые и красные цвета кажутся более плотными, вещественными, материальными, по отношению к синим и голубым, которые кажутся воздушными, легкими.
С другой стороны, чем больше насыщенность, тем труднее рассмотреть поверхность и тем более цвет кажется плоским.
Краски в этом отношении имеют также различные свойства. Кроющие краски (масляные, гуашь) — плотные поверхностные, непроницаемые для глаза (через них не виден грунт); лессировочные (акварель) — легкие, прозрачные, воздушные.
С видимой плотностью цвета связана и его кажущаяся «тяжесть», или «вес».
При одном и том же цветовом тоне цвета темные кажутся тяжелыми, цвета светлые — легкими. Например, темнокоричневый цвет плотный, окрашенная таким цветом материя кажется массивной, тяжелой.
Бежевый цвет, как более светлый, в этой ткани кажется уже легким. При прочих равных условиях более тяжелыми кажутся цвета красные и зеленые по сравнению с голубыми и синими.